Так называется выставка, посвященная итальянскому гению, которая проходила в 2019 году на вилле Фарнезина. Блестящий образец ренессансной архитектуры, украшенный шедеврами Рафаэля, Перуцци, Содомы и других, построен для Агостино Киджи, папского банкира, мецената, коллекционера, который как и Лоренцо Медичи получил прозвище Великолепный.
Эта первая из трех масштабных выставок, посвященных трем гениям Ренессанса — Данте, Леонардо и Рафаэлю. И наверное, самая сложная, поскольку личность Леонардо до сих пор вызывает немало вопросов, работы его сложно атрибутировать, наследие отследить. Причин здесь несколько: парадоксально, но Леонардо, по всей видимости, не любил живопись, именно процесс перенесения идеи произведения на холст или другую поверхность. А с другой стороны, Леонардо настойчиво, через своих учеников проводил в жизнь свой неповторимый стиль, манеру, контролируя и поправляя собственноручно работы учеников. Возможно, целью было создать истинную «Академию Леонардо да Винчи», интеллектуальную мастерскую, из которой выходят вещи исключительного качества и мастерства. Стиль и манера определились прежде всего материалами (пигменты, краски, холсты и доски) и процедурами изготовления произведений искусства (наброски, картоны), которые выходили из ботеги. Поэтому атрибуция работ Леонардо, его учеников, да и просто писавших в стиле Леонардо, это всегда большая проблема для исследователей.
Выставка посвящена пребыванию Леонардо да Винчи в Риме и его влиянию на культурную и художественную среду в Вечном городе. На рубеже веков Рим стремительно превращается в столицу Ренессанса: целая плеяда пап — блестящих заказчиков превращает город в одну огромную мастерскую и стройку, где в атмосфере постоянного соревнования трудятся лучшие художники, скульпторы и архитекторы.
О пребывании Леонардо в Риме хорошо известно: он был трижды , первый раз в 1501 году: известно о его посещении виллы Тиволи, второй раз в 1503 году по поручению Чезаре Борджиа как его военный инженер, и в третий раз он прибыл по просьбе Джулиано Медичи, брата папы Льва 10 в 1513 году. Со своими четырьмя учениками поселился во дворце Бельведер, летней резиденции пап, примыкавшей к Ватикану посредством двора Браманте, построенного по просьбе Юлия 2 для своей коллекции. В небольших апартаментах, предназначенных для ремесленников и художников. Ему выделили небольшой пенсион, каких-либо заказов от папы Льва 10 у него не было. Леонардо ожидал другой прием, но его главный покровитель Джулиано Медичи часто отсутствовал в Риме, поэтому приходилось терпеть, так как папа Лев 10 предпочитал Рафаэля и Микеланджело.В Риме кипела стройка нового собора Сан Пьетро, возглавляемая Донато Браманте. Но Леонардо как-то не участвовал в общем процессе, занимался больше инженерными вопросами.После смерти своего покровителя Джулиано Медичи в марте 1516 года в возрасте 38 лет, он по просьбе короля Франции Франциска 1 уезжает в Амбуаз, где через два года умрет.
Три года проведет пожилой мастер в Риме, но каковы итоги его пребывания? Вазари, главный биограф эпохи, пишет что Леонардо практически не сделал ничего с точки зрения живописи, больше занимался философией и алхимией, ставил опыты над животными, резал трупы для анатомических экспериментов. Он занимался больше инженерными вещами: проект по осушению болот возле Рима, создание защитного зеркала против турецкого флота, писал трактат о геометрии. Джулиано Медичи относился к нему как другу, ценил его талант военного инженера и устроителя грандиозных мероприятий. Часто его видели в госпитале при церкви Санта Мария Консолационе недалеко у Капитолия, где он занимался своими анатомическими студиями. Кстати, это стало причиной тяжких обвинений в адрес Леонардо в некромантстве, черной магии и колдовстве. Традиция анатомического театра уже существовала: тело преступника, предварительно повешенного или гильотированного, отдавали местным цирюльникам или врачам для анатомических исследований. Это всегда было публичное зрелище, воспринималось обществом как наказание и искупление вины. Вскрытия проводили и в госпиталях, это была нормальная практика для установления причины смерти или спасения ребенка при неудачных родах. Но Леонардо был обвинен в другом: якобы через свои специализированные исследования он искал душу. А это уже из области черной магии, что вызывало жесткое преследование со стороны церкви. Чего стоит его знаменитый рисунок с человеческим эмбрионом с заключением, что плод часть тела матери и собственной души не имеет. Примечательно, что в 1513 году, во время пребывания Леонардо в Риме, папа Лев 10 выпускает буллу, в которой осуждает ученых высказывающих предложение о смертности души.
И все же следы Леонардо в Риме неочевидны, но многочисленны. Например, знаменитая Галатея Рафаэля на вилле Киджи по мнению специалистов результат осмысления Рафаэлем знаменитой картины Леонардо «Леда и лебедь», прекрасная копия (Франческо Мельцы?, Чезаре да Сеста?) которой находится в галерее Боргезе. Представлены многочисленные наброски Леонардо «Леды» в нескольких вариантах. Кстати, на выставке представлена также античная скульптура Леды 2 в из Капитолийских музеев, возможно, ставшая моделью для обоих гениев.
Джоконда из коллекции Торлония (сейчас находится в Национальной галлереи Античного искусства, Рим, конкретно в Сенате, широкой публике не доступна). Семья Торлония подарила картину городу Риму вместе со своей коллекцией в 380 картин в 1892 году. Ее провенанс достаточно хорошо известен. Это копия 16 века знаменитой луврской Джоконды. В отличии от многих копий эта выполнена в мастерской Леонардо, возможно, при непосредственном участии самого мастера, или с оригинальной картины, которую Леонардо увез с собой в Амбуаз во Францию, где она и осталась в королевской коллекции. Или даже есть версия, что это вообще одна из первых версий портрета Монны Лизы. Как отмечают специалисты, это самая точная копия шедевра, что подтверждают рентген и другие исследования.
Еще одна интересная работа из коллекции Примоли «Обнаженная Джоконда», по картону Леонардо, который находится в Музее Шантильи во Франции. Возможно, именно эта работа послужила основой для знаменитого портрета Рафаэля «Форнарина», который будет воспроизведен в многочисленных копиях. Оригинал Рафаэля находится в галерее Барберини, на выставке представлена отличная копия из коллекции Торлония. Вообще, портретная схема Леонардо оказала огромное влияние на всех художников ренессанса, но именно Рафаэль оказался в этом наиболее плодовит.
Иоанн Креститель, одна из самых загадочных картин Леонардо, сейчас находится в Лувре. Ряд исследователей отмечает, что написана она была в римский период 1513-1516 годы. Этот самый яркий образец его живописи в технике сфумато, которую Леонардо усовершенствовал благодаря маслу. Многочисленные слои краски формируют теневые переходы, которые растворяют контуры фигуры и придают ей пластичные эффекты. Предтеча, Иоанн Креститель, как бы выплывает из мглы, озаренный божественным светом. И здесь сфумато Леонардо становится не просто техникой, но и передает религиозное послание. Еще одна версия в пользу римского происхождения полотна: Иоанн, патрон Флоренции, но также и папы Льва 10, Джованни Медичи. Картины на эту тему писали и Рафаэль и другие живописцы, аккредитованные при папском дворе. На выставке представлены варианты Крестителя из мастерской Рафаэля и картина анонимного художника по рисунку Леонардо из галереи Боргезе.
Жемчужиной выставки является копия «Спаситель мира» (Джироламо Алибранди?), о.1517 года из церкви святого Доменика в Неаполе (принадлежит Фонду религиозных зданий). Его сравнивали с нашумевшим и сомнительным «Спасителем» Леонардо, который был продан на аукционе Кристи в 2017 году за баснословную сумму в 400 млн долларов, то есть самое дорогое произведение искусство на тот момент. Моделью для Леонардо стал «Спаситель мира» Мелоццо да Форли 1480-1490 гг из Урбинской галереи. На выставке представлены и другие варианты Спасителя, что дает специалистам основание идентифицировать их как работы ботеги Леонардо, выполненные еще при жизни мастера.
Основным подспорьем являются многочисленные подготовительные рисунки Леонардо, раскрывающие замысел и подготовительную часть. Особенно ценные студии складок одеяний, которые Леонардо внимательно изучал и сделал своей фирменной фишкой (из коллекции Института графики в Риме). Возможно, что зарисовки складок использовал в своей работе Доменико да Вариньяна для статуи папы Льва 10 в церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Так или иначе эти величавые складки стали использовать в качестве иконографии одеяний при изображении епископов и пап.
Начиная с Вазари и до конца 19 века фреска в монастыре Святого Онофрия на Яникуле считалась работой Леонардо. Сейчас атрибутируется ученику Леонардо Чезаре да Сесто? В киостре в люнете в цветочном обрамлении представлена Мадонна с младенцем и коленопреклоненным донатором. Несмотря на матрицу Леонардо в этой картине, конечно, вызывает вопросы золотой мозаичный фон, в то время как Леонардо предпочитал свои дымчатые пейзажи или темный глубокий фон. На выставке представлен темперный портрет Мадонны с младенцем из частной коллекции, который выполнен по той же схеме. Приписывается также Чезаре да Сеста как лучшему ученику и имитатору Леонардо.
Еще один интересный памятник круга Леонарда находится в палаццо Сильвестри-Ривальди: фреска с Ледой? датируется 1538 годом и атрибутируется Сальвиати.
Помимо живописных работ Леонардо в библиотеке Академии рысьеглазых представлены манускрипты Леонардо. Это и важное историческое свидетельство эпохи, и результат научных, технологических, художественных поисков гения на протяжении 50 лет. Тысячи рукописных страниц сведены в так называемые кодексы, из которых до нас дошли 20. Самый известный Атлантический кодекс хранится в библиотеке Амброзиана. Долгое время кодексы были предметом интереса узкого круга специалистов, только «Книга о живописи», изданная главным наследником Леонардо Франческо Мельцы, имела уже в 16 веке большой успех. Молодой миланский аристократ поступил на службу Леонардо в 1507 году, сопровождал всю оставшуюся жизнь, оказывая помощь в его исследованиях, и стал основным наследником Леонардо после его смерти. В 1519 году после смерти Леонардо он вернулся в Италию и почти 20 лет работал над изданием «Книге о живописи». На выставке представлен Урбинский кодекс из коллекции последнего герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере.