Circo Massimo (Главный цирк)

Главный цирк — самое крупное спортивное и развлекательное сооружение Древнего Мира, занимало территорию  длиной почти 600 м и шириной  150 м между Палатином и Авентином и было способно вместить до 250 тыс. зрителей. По традиции, основателем цирка был легендарный Ромул, который первый провел здесь лошадиные скачки, посвященные богу Консу (Conso), чей подземный алтарь находился в центре цирка. Конс — бог доримского происхождения, связанный с культом лошадей, посевов, советов, его праздники — консуалии проводились 21 декабря и 15 августа. К Тарквиниям, то есть царскому периоду относятся первые деревянные конструкции цирка. 

В республиканский период цирк стал уже постоянной  каменной постройкой и самым большим общественным сооружением Рима. В 329 до н э были построены carceres, стартовая площадка для лошадей. В 170 г до н э цензоры на центральном хребте (spina) установили специальную отметку, вокруг которой разворачивались повозки, и механизм для отсчета туров  ( семь яиц Диоскуров) и времени (фонтан с дельфинами Нептуна, который также был покровителем лошадей). Со временем спИна была превращена в длинный постамент, на котором размещались алтари, статуи, фонтаны, а также два грандиозных гранитных обелиска, привезенных  в 10 г до н э Октавианом Августом и Констанцием 2  в 357 г из Египта. Сейчас они располагаются на площади Санта Мария дель Пополо и Санта Мария Маджоре. 

От времен Юлия Цезаря остались кирпичные основания, которые и сейчас частично видны и опознаются благодаря своей кладке opus reticulatum. В императорскую эпоху цирк претерпевал значительные реконструкции по причине пожаров, новая инаугурация была проведена Траяном  в 103 году. Цирк в это время имел внушительные размеры: длина его составляла 600 м , ширина 140 м, с короткой стороны здание имело полуциркульную форму в центре которой находилась триумфальная арка Тита, от которой сохранилось основание и часть колонн. Максимальная вместимость по оценкам древних историков  достигала 250 тыс. человек. Трехъярусная структура цирка была арочной: нижний ярус был с открытыми для прохода арками, два верхних с окнами. Уровень здания (пИста и  нижние ряды для зрителей)  был ниже уровня городских улиц. 

Во 2 и 3 веках здание цирка украшалось и поддерживалось в отличном состоянии, последние игры состоялись в 6 веке, после чего здание цирка было заброшено, постепенно разрушалось и растаскивалось на строительные материалы. Со временем долина начала использоваться под посевы, то есть практически вернулось к своему первоначальному доисторическому существованию. 

Между Палатином и Авентином в долине Мурчиа с доисторических времен находились святилища различных божеств, впоследствии эта территория стала привилегированным местом для  проведения различных мероприятий: религиозных церемоний, триумфальных процессий победоносных полководцев и цирковых представлений ludi circensis. Лошадиные скачки — представление, которое вызывало наибольшую страсть римлян:  их происхождение восходит к религиозному празднику, частью которого были лошадиные бега. Со временем они трансформировались в настоящие спектакли, которые проходили в специально созданных для этого помещениях — цирках.

Скачки открывались специальной церемонией: во главе процессии шли ликторы и музыканты с трубами, за ними магистраты и завершали авгуры и жрецы,  которые сопровождали на специальных носилках или повозке симулякр божества. Кортеж обходил пИсту и останавливался напротив императорской ложи pulvinur. Повозки были запряжены двойкой или четверкой лошадей — бига и квадрига, управлял ими возница: они должны были пробежать семь раз против часовой стрелки вокруг специальной меты — полукруглого завершения цирка. На спине находились семь священных яиц Диоскуров и семь священных дельфинов Нептуна, которые означали для зрителей количество пройденных кругов. Наибольшая сложность заключалась в прохождении мЕты, поскольку высокая скорость создавала риск опрокидывания  повозки, из-за чего гонки часто заканчивались трагически. Поэтому лошадь слева была наилучшей и называлась funalis. 

В соревнованиях принимали участие четыре команды, которые отличались цветами: белые, красные, зеленые и синие. Возницы были одеты в короткие туники цвета своей команды, затянутой поясом, защитный шлем на голове, сбруя завязана вокруг груди, вожжи в одной руке, а узда в другой. При них всегда был кинжал, чтобы перерезать сбрую в случае необходимости. 

Возница -победитель получал корону и пальму, денежную премию и ставился любимцем толпы, как сегодняшние футбольные звезды. Но настоящими главными героями были лошади  — высоко поднятый хвост, завязанный в узел, драгоценная сбруя, их имена вошли в историю в мозаиках и фресках, оставленные многочисленными почитателями. 

СТРУКТУРА: в здании цирка нашли свое символическое и религиозное воплощение все культы связанные с долиной Мурчиа, преимущественно сельскохозяйственные,  начиная с самых древних времен. Составные части: места для зрителей  (cavea), причем верхний был из дерева; с короткой стороны стойла для лошадей (carceres),  по центру тянулась spina, площадка разделяющая пространство скачек. На ней находились все алтари, древнейшие из которых были посвящены покровителю долины божеству Мурчиа и богу Консу, между 2 и 1 вв до н э здесь были размещены счетчики скачек  — семь яиц Диоскуров (ova) и семь дельфинов Нептуна. 

Ступени для зрителей были разделены на четыре сектора как и все в Риме по социальному признаку: ima, media, summa  и porticus, самый верхний. 

С первого века на длинной стороне цирка со стороны Авентина находился храм богу Солнца,  на ступенях которого располагался Трибунал, отвечающий за судейство. На противоположной стороне, со стороны Палатина, находился монументальный Pulvinar, храм, в котором размещались культовые статуи божеств-покровителей скачек и члены императорской семьи. 

Со стороны Тибра находились стойла откуда стартовали лошади  — carceres, они размещались по дуге, чтобы дать равные возможности для участников. На противоположной стороне   в полукруглом завершении находилась монументальная трехпролетная арка Тита, через которую проходили Триумфальные процессии. 

Все части цирка имели символическое значение: 12 стойл и участников скачек символизировали двенадцать знаков зодиака и месяцев, четыре цвета команд — четыре сезона, две мЕты символизировали восток и запад, то есть цирк  был ориентирован по сторонам света, скачки проходили в семь заездов, по количеству основных семи планет и дней недели, солнцу — небесному Вознице, было посвящено два обелиска. 

Монументальная арка Тита: источники говорят, что уже в  республиканскую эру здесь существовала арка, воздвигнутая Луцием Стертинием в 196 г до н э, в 68 году она была разрушена пожаром Нерона. В 81 г по решению Сената и римского народа в год смерти императора Тита было принято решение об увековечении его победы в 70 г до н э над иудеями и разрушении Иерусалимского храма. Об этом свидетельствовала длинная надпись на аттике, текст которой дошел до наших дней благодаря путеводителям средневековых пилигримов.

Арка находилась на пути Триумфальной процессии, которой удостаивались полководцы и генералы победители в воинских компаниях по решению Сената: процессия начиналась от Марсового поля и проходила через Главный цирк, огибала пИсту и пройдя под триумфальной аркой Тита направлялась к конечной точке  — храму Юпитера Капитолийского. Памятник  сохранился на Мраморном плане, мозаиках и монетах Рима. 

Арка с тремя пролетами была высотой 17 м, выполнена из лунийского мрамора. На фасаде была украшена четырьмя 10 м колоннами коринфского ордера с 1,5 м капителями и пилонами. Фронтон арки был декорирован рельефным фризом, малый фриз размещался на архитраве и на карнизе. Аттик увенчивался бронзовой квадригой. 

Сейчас остались видны пьедесталы трех колонн, блоки травертина от пилонов. 

После падения римской империи цирк приходил в запустение, арка была разрушена в 9-10 вв, в дальнейшем систематически разбирала на строительные материалы. 

С 13 века эта территория входила  зону влияния римской семьи Франджипани: с 1217 года некая Якопа де Норманни де Сеттесоли, францисканка и супруга Грйациано Франджипане де Сеттесоли, знаменитая тем, что приютила в своем дворце святого Франциска Ассизского ,   владела в этом месте сторожевой башней и мельницей. На плане Рима 1576 года Марио Картаро  и других указана мельница, которая не сохранилась до наших дней, но башня выстояла .  На нее можно подняться и обозреть окрестности Цирка. Кстати, прямо по прямой отлично виден собор Святого Петра. 

Вначале 20 века в восточной полукруглой части цирка стали проводится регулярные раскопки, благодаря которым были открыты части кавеи со ступенями для зрителей и общественным туалетом, фасад цирка из пеперина с табернами, которые использовались как магазины для торговли едой, вещами, а также для услуг проституток (лупанарии), прилегающая дорога с базальтовым покрытием, общественный фонтан. Считается, что именно из Цирка с его верхнего деревянного яруса начался знаменитый пожар при Нероне 18 июля 64 года, который полностью разрушил большую часть Рима. Как пишет Тацит: «… ветер гнал огонь вдоль всего цирка на Палатин и Целий…». Цирк, руины которого мы видим сейчас, дошел до нас в реконструкции императора Траяна. 

СОРТИР: как и все общественные сооружения Римской империи Главный цирк был оснащен всеми необходимыми гигиеническими сервисами  — фонтаны для омовения и туалеты. Империя гарантировала своим подданным высочайший уровень этих услуг, благодаря необходимой инфраструктуре все отходы тысяч и тысяч зрителей моментально  уносились через Клоаку Массима в находящийся рядом Тибр. Большие и маленькие фонтаны питались от многочисленных акведуков поблизости. Римские туалеты в цирке  — латрины — находились во внутренних коридорах на регулярных расстояниях, писсуары orinatoi находились в специальных нишах, одна из которых отлично сохранилась. 

Практически до 19 века цирк оставался вне бурной городской жизни, здесь были пашни и огороды. В 1587 году по указанию папы Сикста 5 были извлечены два египетских обелиска. В 1645 году у подножья Авентина было размещено еврейское кладбище, некоторые из могучих кипарисов все еще живы. 

В 1854 году Англо-римская газовая фирма по освещению и газификации выстроила на территории Главного цирка предприятие по производству газа для освещения общественных мест. Выбор был обусловлен необходимостью соблюдения санитарно-гигиенических норм: малолюдное место с доступным источником воды aqua mariana. Со стороны Тибра часть цирка была занята с 1870 года макаронной фабрикой Пантанелла, чья деятельность из-за частых пожаров в в начале 20 века была перенесена в район виа Касилина. Примерно в это же время и газовая станция была перемещена в район виа Остьензе. Начались систематические раскопки, особенно продуктивные при Муссолини в 1928-1936 гг. В 1934 году архитектор Антонио Мунож, проводивший систематизацию этой зоны в соотвествии с планом Муссолини, проводит «изоляцию» памятника с прокладкой улицы виа Чирко Массимо, что позволило насладиться Главный цирком и панорамой на собор Святого Петра. 

Примечательно, что с 1936 территория Главного Цирка использовалась под выставки, которые проводило руководство фашисткой партии Италии. Так здесь прошли выставки «Летние лагери и поддержка детства», в 1937-38 гг выставки «Национального текстиля» и «Досуг после работы» с тремя бассейнами и пляжем. В 1939 году после захвата Эфиопии прошла выставка, посвященная минеральным ресурсам Италии. 

После второй Мировой войны Главный цирк был очищен от всех построек, он является достопримечательностью Рима и находится под контролем Министерства  культуры. Часть территории с руинами арки Тита превращена в небольшой интерактивный музей, большая часть используется под концерты и другие массовые мероприятия. Здесь проходят летние сезоны Римской оперы. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *