Если читаете мой инстаграм, то Вы в курсе, что я в процессе разработки авторской экскурсии «Прогулка в стиле ренессанса и барокко (Рафаэль и Караваджо в римских церквях)». Анализ живописных работ Рафаэля немыслим без понимания творчества Перуджино, первого учителя Рафаэля, в чьей ботеге он начал формироваться и где проработал почти 10 лет. «Лучший учитель в Италии» — так назвал его Агостино Киджи, без сомнения самый популярный художник в 1480-1490 гг, глава живописной бригады художников, расписавших Сикстинскую капеллу в Риме по заказу папы в 80-х годах.
Несмотря на то, что родился Пьетро Вануччи не в самой Перудже а небольшом городке рядом в Читта ди Пьеве, жизнь его неразрывно связана с Перуджей. В честь него названа главная улица города и Художественная академия, его работы почти во всех местных церквях, а в Национальной галерее Умбрии находятся пожалуй, самые известные его работы. А сейчас так вообще там проходит изумительная выставка, посвященная художнику.
Родился между 1445-1452 гг в обеспеченной семье, сформировался как художник во Флоренции в знаменитой мастерской Андреа Вероккьо вместе с Леонардо да Винчи, Гирландайо, Лоренцо Креди, Филиппо Липпи и Боттичелли. В 1472 году записывается в Корпорацию святого Луки как художник, что означало окончание обучения и начало самостоятельной трудовой деятельности.
Примером его выпускной работы можно считать Штандарт с Пьетой 1472 года, написанный на холсте в темперной технике. Очевидны влияние Вероккьо, его жесткая, линейная живописная манера в складках и анатомии фигур. К другим ранним работам относится Поклонение волхвам 1476 г из местной Пинакотеки.
Еще один шедевр Перуджино привезли из Метрополитен Музеум — триптих Голицына 1482-1485 гг. Написанный по заказу доминиканской церкви, во время наполеоновских грабежей триптих купил русский посол в Риме Александр Михайлович Голицын. Он был выставлен в ГМИИ и Эрмитаже, пока во время так называемой «распродажи Эрмитажа большевиками» не попал в США и с 1937 года выставляется в МЭТ.
Это шедевр полон медитативной гармонии, образы святых как музыка мелодичны, неземное спокойствие их отражается в зеркальном озерном пейзаже. На мой взгляд одно из лучших произведений Перуджино.
Слава его распространяется по Италии, в 1481 году он призван папой Сикстом 4 для декорации Сикстинской капеллы. Вместе с лучшими флорентийскими живописцами Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели и Пинтуриккьо создают они всемирный шедевр, конкретно Перуджино пишет три фрески: Крещение Христа, Моисей в Египте, Вручение ключей. Также он выполнил главный алтарный образ в капелле, который позже был заменен фреской Микеланджело Страшный суд.
На выставке представлена работа Перуджино Вручение ключей, написанная в 1501-1504 гг для главного собора в Перудже. Сейчас она находится в Каннах во Франции. Он воспроизводит найденную им идеальную схему в Сикстинской капелле: символ ренессанса — центрический храм на заднем плане будет неоднократно воспроизводится многими ренессанснами художниками, в том числе и Рафаэлем.
В 1493 году во Флоренции он женился на Кьяре Фанчелли, благодаря ей образы Мадонн стали еще прекраснее и ближе к человеческим эмоциям. Образ ее узнавайте на многих полотнах Перуджино.
Он работает много и плодотворно, но считается, что лучшие свои работы он создает до 1500 года. Далее начинается какое-то измельчение формы, потеря композиции, размывается цветовая гамма. Он пишет по заказу вещи на мифологические сюжеты, но они ему явно не удаются. Для человечества Перуджино навсегда останется художником религиозным, его одухотворенные полотна на все времена, они трогают и европейцев, и китайцев. А для меня он также великий учитель Божественного Рафаэля.