Агостино Великолепный, да-да, он тоже имел подобно Лоренцо Великолепному этот «титул». Uomo nuovo, богатый, красивый молодой, успешный, окруженный толпой любовниц, поклонников и прихлебателей. А еще папский кошелек и устроитель приватных вечеринок для знатных римских аристократов. Нувориш и собиратель коллекций искусства, на которого работали лучшие скульпторы, архитекторы и художники. Личный друг Рафаэля, умерший практически в один день с ним.
Кто он, этот Агостино Великолепный, обессмертивший свое имя фресками Рафаэля «Галатея» и «Пир богов» в Лоджии Психеи?
Факты сухие: Киджи родом из Сиены, начинали как ростовщики, профессия скажем прямо скользкая, недаром в Средневековье ей занимались исключительно еврейское население. Накопив, так сказать первоначальный капитал, создают семейный банк, отделения его появляются в Стамбуле, Лондоне, Риме. Благодаря хорошим личным связям с турецким султаном, получают монополию на торговлю квасцами, стратегическим товаром для Европы. Киджи начинают финансировать не только международные торговые операции, но и военные авантюры монархов, а также пап, которые вели прямо-таки настоящие войны за создание Папского государства. Наемники требовали денег, папы входили в расходы и долги, которые отдавать не хотелось. Так это стало причиной конфликта с Медичи, которые финансировали папу Юлия 2, что вылилось в заговор Пацци и убийство Джулиано Медичи. После этого папским банкиром стал Киджи.
Резиденция Киджи и банк находились на виа дей Банки, респектабельная улица на пути из Ватикана в Латеран, где находились многочисленные банки и монетный двор. Здесь проходили пути паломников, которые наводняли Рим, папы катались между своими резиденциями, римская знать также селилась в этой части города, вообщем было оживленно.
Агостино принимает странное решение: в 1506 году он покупает на левом берегу Тибра заброшенную римскую виллу, по легенде здесь проживал Марк Випсаний Агриппа со своей супругой, дочерью императора Гая Октавиана Августа, Юлией. Действительно, под современной виллой были найдены конструкции римской виллы и необыкновенные фрески, которые сейчас экспонируются в Музее Палаццо Массимо алла Термы.
Идея Агостинино Киджи заключалась в строительстве загородной резиденции по типу villa suburbana практически в городской черте. Витрувий был уже переведен и античные принципы архитектуры вовсю излучались современными архитекторами.
Место было выбрано идеально: на берегу реки в окружении обширного сада. Архитектура здания с его открытыми лоджиями должна была продолжать диалог между внешним и внутренним пространством: по античной традиции viridarium (сад) продолжался во фресковой живописи. Вилла станет моделью для жилых резиденций Европы на протяжении последующих веков.
Архитектора Агостино Киджи выберет по семейной традиции: Бальдассаре Перуцци работал для семьи Киджи еще в Сиене, теперь Агостино заказывает ему свою виллу. Двухэтажное здание в форме подковы, модульное построение пространства и центральная симметрия, тон которой задает прекрасная открытая лоджия на первом этаже (сейчас она застеклена), откуда открывались потрясающие виды на Тибр. Бальдассаре Перуцци работает здесь и как художник: ему принадлежит цикл фресок на тему «Метаморфозы» Овидия, а также росписи в Зале перспектив, где он использует архитектуру для построения сложного иллюзорного пространства.
Эта ренновация Античности была результатом глубокого увлечения Агостино Киджи неоплатонизмом, которая в каком-то степени стала новой религией для всех этих uomini nuovi. Эта еще одна загадка Ренессанса — насколько глубоко все эти античные мифы вошли в жизнь этих людей, были это только «игры с переодеванием» или глубокий и искрений возврат в язычеству?
Еще одно увлечение Агостино Киджи — астрология. В 15-16 вв астрология — это наука, почти неразделимая с астрономией. Даже римские папы активно пользовались их услугами, известно, что Пий 2 изменил дату своего рождения из-за более благоприятного гороскопа.
Фортуна Агостино Киджи была необыкновенной, все было предназначено судьбой и звездами, так гласит его личный гороскоп в Зале Триумфа на первом этаже. 29 ноября 1466 года, его дата рождения, стрелец в образе кентавра, эту тему детально раскрыл в своей чудесной книге Заксль Фриц «La fede astrologica di Agostino Chigi» .
В этой же зале находится знаменитая Галатея Рафаэля — ключевое произведение юного художника, по мнение специалистов отражающее его переосмысление знаменитой figura serpentina Леонардо да Винчи. Или античной Леды, знаменитая статуя которой находилась в Риме перед его глазами? Фреска выполнена в 1511 году, были споры по поводу ее атрибуции, но в ходе последней выставки в Риме, о которой я писала, специалисты безоговорочно атрибутируют ее Рафаэлю.
В этой же комнате находится еще одна знаменитая фреска, так называемая Монументальная голова. По легенде ее оставил Микеланджело, тайно проникнув на виллу, привлеченный слухами о таланте юного Рафаэля. Атрибуция ее небесспорна, скорее всего ее автором является Бальдассаре Перуцци или Себастьяно дель Пьомбио, который выполнил рядом с Галатеей фреску с Полифемом, а также расписал восемь люнет на тему греческих мифов.
Шедевром Рафаэля и кульминацией художественного убранства виллы является Лоджия «Амур и Психея», где Рафаэль уже вместе со своими учениками Джулио Романо и Джованни да Удине выполняет цикл фресок, посвященный истории любви Амура и Психеи.
Трактовка сюжета многослойная: на поверхности — история многолетней любви банкира и куртизанки Франчески Ордеаски, которая началась еще в первом браке Агостино. Он познакомился с ней в Венеции — городом шлюх, где их официально насчитывалась более 10 тыс. Франческа родила ему пять детей и буквально за год до своей преждевременной смерти в 1519 году Агостино, в присутствии папы Льва 10, женится на ней официально. Она переживет его на год и умрет в 1521 году, скорее всего была отравлена по причине невероятного богатства, оставленного ей супругом.
Но это на поверхности, а что скрывается за греческим мифом о любви Амура и Психеи? Как всегда зависть богов: Афродита позавидовала красоте смертной Психеи и внушила ей любовь к Амуру, своему божественному сыну. Чтобы добиться его любви Психея сносит невероятные унижения, претерпевает страдания и лишения, и в конце (центральная сцена фрески в потолке) по просьбе Амура на собрании богов Психую прощают, дают бессмертие и она воссоединяется со своим возлюбленным, то есть умирает. Как и все в искусстве Ренессанса здесь есть и сложная неоплатоническая трактовка сюжета — воссоединение души человеческой (Психеи) со своим Создателем (Амуром).
Количество обнаженных тел здесь изумляет: особенно женские тела, которые представлены здесь не по модели Микеланджело — мускулистые, мужеподобные, напротив, Рафаэль создает новый идеал женского обнаженного тела — грациозного, чувственного, деликатного. Это новое слово в трактовке обнаженной натуры, очевидно, что Рафаэль использует женщин-натурщиц, а не мужчин, как это было принято в ту эпоху.
Еще одна изумительная находка это гирлянды овощей, фруктов и цветов, которые разделяют живописное пространство фресок и одновременно продолжают садовую архитектуру лоджии-перголы. Джованни да Удине был просто мастером в изображении флоры и фауны, натурализм и реализм в изображении просто зашкаливает. Кстати, в 2017 году на вилле Киджи (Фарнезина) была отличная выставка «Цвета изобилия: фрукты из Старого и Нового Света», посвященная именно растительной теме в искусстве Возрождения.
Тема любви продолжается на втором этаже: цикл фресок на тему «Свадьба Александра Македонского и Роксаны» в спальне четы создан в 1517 году Содомой.
Вообщем, как Вы уже поняли это уникальный памятник эпохи Возрождения, важность которого определятся как личностью заказчика, так и исполнением архитектурного и декоративного оформления виллы.
Обязательна к посещению)))