так называется замечательная выставка, проходившая в 2020 году в Капитолийский музеях. «Последняя великая частная коллекция, скрытая от широкой публики 70 лет… Самая большая частная коллекция античных мраморов в мире. Лучшая по качеству античная скульптура в частной коллекции…» Эти высказывания экспертов только подчеркивают масштаб выставки, которая открылась в Риме и далее поедет в Гранд Тур по всему миру, останавливаясь в лучших музеях мира.
Почему такая шумиха и коллекция была скрыта 70 лет? Дело в том, что последний прямой представитель династии Александр Торлония, скончавшийся в 2017 году, только за год до своей смерти дал разрешение на проведение выставки. Этот сложный переговорный процесс длился почти 50 лет. Непростые отношения семейства, потерявшего почти все свое состояние и собственность (а они были крупнейшие собственники в Риме и Лацио) по причине поддержки Муссолини, были основной причиной. Главная римская резиденция палаццо Венеция была официальной резиденцией Муссолини, а сейчас музей, родовое гнездо Торлония и частная резиденция Муссолини на виа Номентана сейчас музей, обширные владения на виа Аппия Антика и Латина реквизированы, и многое-многое другое. По-сути, вилла Альбани-Торлония на виа Салария — это единственное, что осталось от имущества. И, конечно, коллекция. 260 предметов было указано в прекрасном каталоге 1886 года, изданного Карло Висконти для музея Торлония, открытого по воле первого принца Александра Торония на виа Лунгара.
Так кто такие были эти Торлония и как им удалось собрать без преувеличения самую большую и качественную частную коллекцию античной скульптуры в мире?
300 лет династии, из которых 200 лет непрерывного возвышения, необыкновенной фортуны и делового успеха. Первый известный представитель династии — Марино Турлоне (1725-1785), француз, родился неподалеку от Лиона в скромной семье крестьянского происхождения. В 1750-х годах в поисках лучшей доли в качестве прислуги кардинала Аквавива приезжает в Рим, мировой центр искусства , западного христианства и аристократического туризма. Подсуетившись, открывает магазин французских тканей у Испанской лестнице, где традиционно проживали иностранцы. Небольшой заработанный капитал, а главное, женитьба его сына Джованни -Раймондо на Анне Шультес, вдове банкира Джузеппе Кьявери, позволили семейству войти в круг финансовых дельцов Рима и открыть свой первый семейный банк на площади Венеция. Именно тогда итальянизируется и фамилия, из Турлоне превращаясь в Торлония.
Финансы станут главным инструментом возвышения династии, одалживая деньги стремительно беднеющим аристократам Рима и давая в рост нуворишам и туристам, они сколотили огромное состояние. Настоящая же фортуна семьи случилась при Наполеоне: французы по происхождению, они стали официальными финансовыми представителями многочисленного семейства Бонапарт и папы Пия 6. Начиная с этого времени, Джованни начинает скупать землю и собственность у родовой аристократии в Риме и Лацио (Паллавичини, Сфорца, Чезарини, Памфили и др), что позволит им в скором времени стать крупнейшим после Боргезе собственником земли в Риме. Грандиозный успех закрепляет женитьба сына Джованни Александра Торлония на представительнице лучших династий Рима Терезе Колонна-Дориа. С 1794 Торлония становится нобиле, с 1809 года — покупают титул маркиза и графа, с 1814 — княжеский титул.
Естественно, что новому статусу фамилии должно соответствовать и аристократические увлечения — коллекционирование. Собирание коллекций — не только страсть и удовольствие от лицезрения шедевров искусства, но и символ успеха, показатель места в социальной иерархии. Для римских аристократов античные шедевры это еще и прямая связь рода с имперским прошлым Рима. Но это еще и серьезные финансовые вложения, поскольку всемирная музейная лихорадка уже началась и многие музеи, в том числе, Эрмитаж гонялись за ценными коллекциями. А коллекция Торлония представляет собой исключительный интерес по многим причинам.
В «Будденброках» Томаса Манна представлена классическая схема создания-роста-упадка капиталов одной богатой семьи, и в этом смысле история семьи Торлония ее идеальная интерпретация. Первое поколение -накопление первоначального капитала и выход в свет, второе поколение — рост и расширение финансового и социального могущества, третье — мощное культурное влияние и страсть к собирательству, завершается все вырождением династии.
Для первых поколений Торлония искусство и культура — это способ приобщиться к старой аристократии и войти в круг избранных, и с этой точки зрения собирание коллекции есть способ самоутверждения, поэтому скупается все без разбору, просто вместе с резиденциями и дворцами. Так случилось при Джованни Раймондо Торлония.
Следующий этап — это вдумчивое приобретение вещей и начало составления коллекций. Первое крупное приобретение было сделано Алессандро Торлония в 1799 году — он купил на аукционе мастерскую Бартоломео Кавачеппи вместе с его личной коллекцией античного искусства. Скульптор, реставратор, знаток и торговец античностью Кавачеппи был знаковой фигурой в Риме, работал для Капитолийских музеев , кардинала Альбани и богатых иностранцев, через руки его проходили предметы высочайшего качества.
В 1816 году была приобретена коллекция фамилии Джустиниани, составлявшая 267 предметов. Обедневшая аристократическая семья вынуждена была за скромную суду в размере 36000 скудо отдать свое собрание скульптур, известное во всем мире, как например , Гестия Джустиниани, единственная мраморная копия по бронзовому греческому оригиналу 5 века до н э.
Третье крупное приобретение — покупка виллы кардинала Альбани в 1866 году. Знаковое место для всей культуры неоклассицизма, да и всего искусства: для изысканного любителя античности в пурпуре, как называли кардинала Алессандро Альбани, трудились будущий отец истории искусств Винкельманн, художник Рафаэль Менгс, архитектор Джованни Батиста Нолли, Пиранези, Кавачеппи и другие. На своей вилле он собрал прекрасную коллекцию античных скульптур высшего качества, например, из виллы императора Нерона в Анцио. Также туда вошли некоторые вещи из коллекция Медичи, Фарнезе, д’Эсте, королевы Кристины Шведской. К моменту покупки Торлонием вилла несколько потеряла свой блеск в результате секвестра со стороны французской администрации в 1785 году 516 скульптур, которые были оправлены в новый музей Наполеона в Париж. Только часть из них удалось вернуть на историческую родину и они вновь стали частью виллы Альбани-Торлония.
Четвёртым источником постоянного пополнения коллекции стали многочисленные земельные угодия семьи, где проводились археологические раскопки. Вилла Квинтилиев, вилла императора Масенция, Каффарелла, виа Латина, Анцио, сады Чезарини на виа Мармората, некрополь Вульчи в Канино и многие другие места стали впоследствии музеями и археологическими парками Министерства культуры Италии.
Заключительной стадией собирания коллекции стала идея Алессандро Торлония о создании собственного музея.
Проект частного музея родился в голове Алессандро Торлония как результат деятельности семьи по собиранию античного искусства на протяжении более 100 лет. И естественно он должен был отражать период максимального экономического благополучия и политического процветания семьи в сложный исторический период перехода Рима и Италии от Папства к монархической Италии.
Как писал куратор музея Торлония Пьетро Эрколе Висконти в предисловии к музейному каталогу в 1885 году «…этот музей беспрецендентен, он может быть сравним только с королевскими или общественными собраниями Ватиканских или Капитолийских музеев…»
От идеи до реализации музея прошло 20 лет: в 1864 году Торлония покупает у фамилии Корсини на виа Лунгара обширные складские помещения бывших хлебных магазинов, которые идеально подойдут для протяженных галлерей. В этом смысле он предвосхитит постмодернисткую идею использования индустриальных площадок под выставочные и музейные пространства, как например, это случилось с Музеем Монтемартини, размещенным в исторических зданиях первой городской электростанции.
В период 1864-1883 гг происходит выработка концепции музея, подготовка помещения, транспортировка скульптур (всего по каталогу их было 620). В 1884-1885 гг подготовка и выпуск каталога музея, который сам по себе был революционным, 161 фотография вместо привычных гравюр, текст с подробным провенансом был подготовлен археологом Карлом Людовико Висконти.
Организация музейного пространства была тематическая: зал животных, зал саркофагов, зал муз, зал архаической скульптуры, зал атлетов, зал дионисийских мистерий, зал навигации и водной стихии, зал императорских портретов. На редких фото выставки в Капитолийский музеях представлены драгоценные фото музея Торлония с его посетителями и каталог 1885 года.
Музей был открыт для посещения в 1876 году.
После окончания второй мировой войны Торлония потеряли почти свое имущество, в 1948 году на коллекцию из 620 предметов на виа Лунгара было наложено обременение, фактически запрещающее использование- продажу скульптур семьей. Коллекция была объявлена национальным достоянием, но фактически договориться об ее использовании Министерству культуры не удавалось долгое время, а именно 70 лет. И вот в 2016 году, за год до смерти правнука основателя музея Алессандро Торлония (1925-2017), это соглашение было достигнуто. Музей на виа Лунгара будет воссоздан, а пока на выставке в Капитолийских музеях в качестве анонса мы видим 92 скульптуры, лишь малую часть великой коллекции. И она прекрасна и достойна посещения и самого внимательного изучения.
Рекомендую )))