На территории Сардинии в огромном количестве найдены мегалитические постройки, которые известны как гробницы гигантов. Они датируются 11-6 вв до н э и принадлежат к погребальным сооружениям цивилизации нурагов.
Это название «гробницы гигантов» прочно укоренилось в народной памяти и языке благодаря их размеру и особенностям циклопической кладки. Размеры этих гробниц достигают 18-27 м. Это были коллективные гробницы , содержащие десятки и сотни индивидуальных погребений .
Типичная гробница гигантов представляет собой вытянутую погребальную камеру, сооруженную из крупных вертикальных обработанных камней ( по типу дольменов в наиболее архаичных гробницах) или представляющие собой ровную упорядочную кладку. Перекрытие было плоским.
Снаружи погребальная камера закрывалась насыпным слоем — тумулусом. Фасад гробницы был вогнутым в виде апсиды. Кажется, что форма гробницы сверху напоминает протому быка или фалос. В любом случае, эти боковые рукава с прилегающими к ним низкими каменными сидениями играли важную роль в погребальных ритуалах. Культ предков в цивилизации нурагов играл огромную роль. Известно об их обычае Священного сна в гробницах предков для получения важной информации или исцеления от болезней. И именно в апсиде гробницы мог происходить этот ритуал.
Вход в гробницу осуществлялся через портал в форме высокой каменной плиты полуовальной формы. Разнообразные гипотезы сводятся к тому, что дверь символизировала вход в царство мёртвых по традиции с египетскими порталами в гробницы.
Часто рядом с гробницами гигантов находятся бетели ( в пер. с иврита Дом Бога). Высотой 1-2 м женские и мужские бетели возможно служили алтарями, около которых проводились ритуалы. Но могли также символизировать и божество.
Что касается обряда погребения, то по причине расхищения гробниц многое остаётся не ясным. Предполагают, что после длительной экспозиции на солнце кости усопших захаранивались в гробнице. По всей видимости , это были клановые или семейные погребения.
Цитата из Генона о значении слова «бетиль» и «омфалос»:
«Символ Омфалоса мог располагаться в том месте, которое служило всего-навсего центром определенной области, скорее, впрочем, духовным, нежели географическим, хотя оба эти значения зачастую совпадали; но, как бы там ни было, для народа, жившего в данной области, эта точка являлась зримым образом «Центра Мира», подобно тому, как традиция этого народа была лишь модификацией первозданной традиции, наилучшим образом приспособленной к его образу мыслей и условиям существования. Более всего известен Омфалос Дельфийского храма; храм этот и впрямь был духовным центром Древней Греции,[153] именно в нем дважды в год собирался совет Амфиктионов, состоявший из представителей всех греческих народов и служивший единственной реальной связью между ними, связью, чья сила основывалась на ее традиционном характере.
Материальным выражением Омфалоса служил обычно священный камень, часто называемый «бетилом»; это слово, скорее всего, родственно еврейскому имени «Вефиль» (Бейт-эль, «Дом Бога»), которым Иаков нарек то место, где во сне явился Господь: «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, — это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: «Луз». Выше мы уже объяснили значение слова Луз; что же касается имени Вефиль (Бейт-эль, «Дом Бога»), то впоследствии оно превратилось в название Вифлеема (Бейт-Леем, «Дом Хлеба»), того самого города, где родился Христос;[154] символическое соответствие между камнем и хлебом настолько знаменательно, что заслуживает особого внимания.[155] Кроме того, следует отметить, что имя Бейт-эль прилагается не только к местности, но и к самому камню: «Этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим».[156] Стало быть, именно этот камень должен служить таким же «божественным обиталищем» (мишкан), как впоследствии Скиния Завета, т. е. местом пребывания Шехины; все это естественным образом связано с вопросом о «духовных влияниях» (беракот) так что, когда речь идет о «культе камней», встречавшемся у стольких народов древности, следует помнить, что он был обращен не к самим камням, а к Божеству, избравшему их в качестве своего пребывания.
Камень, изображающий Омфалос, мог иметь форму столба как в библейском рассказе об Иакове; весьма возможно, что некоторые менхиры кельтских народов имели именно такое значение; возле таких камней изрекались оракулы, как было в Дельфах, что вполне объяснимо, поскольку камни эти считались обиталищем Божества; впрочем, «Дом Бога» вполне естественно идентифицируется с «Центром Мира». Омфалос мог быть также камнем яйцеобразной или конической формы, как черный камень Кибелы; конус напоминает священную гору, символ «Полюса» или «Мировой Оси»; что касается яйцевидных камней, то они непосредственно соотносятся с другим важнейшим символом, — символом «Мирового Яйца».[157] Следует еще добавить, что если обычно Омфалос был каменным, то иногда он мог представлять из себя просто-напросто земляной бугор, нечто вроде кургана, что тоже является одним из образов священной горы; так, в Китае в центре каждого царства или провинции некогда воздвигались четырехгранные пирамиды, сложенные из земли «пяти областей»: каждая из граней соответствовала одной из сторон света, а вершина — центру мира.[158]«