Тот кем пугают в детстве русских детишек, бабайка, оказывается является основателем Сардинского народа или сардов. По легенде был сыном Меликерта-Геракла и открывателем Сардинии (она же древняя Икнуза (что означает стопа). Действительно, по форме остров напоминает стопу. 🙂
Храм Сарду-Бабаю находится на высоте 358 м над уровнем моря, в окружении дубовых лесов. Это и сейчас довольно уединенное место, а в те давние времена и подавно. Удивительно, что храм никогда не терял своего значения и был почитаем как в эпоху нурагов, финикийской цивилизации, так и римлянами.
Это уважение объясняется просто: Божество отвечало за благосостояние и материальное процветание. Найденные здесь многочисленные вотивные подношения в виде монет всех возможных эпох и благодарственные надписи говорят нам о том, что Сард-Бабай был исключительно мощным и необходимым Богом.
Кроме того, Сардиния, богатая серебром, свинцом и оловом, медью играла важнейшую роль как источник ценных металлов. Для технологии бронзового и железного веков это как нефть и электричество для нас. Долина реки Антас, где находится храм Сарда, исключительно богата металлами, об этом нам говорят многочисленные шахты, заброшенные в 70-х годах после нефтяного кризиса. Самые ранние относятся к цивилизации нурагов (1200 л до н э). В 200 м от храма имеются следы деревни, где в маленьком святилище была найдена бронзовая статуэтка Бабая — мудрого война, предка Сарда и серебряное кольцо с надписью « Я пожертвовал Сиду-Бабаю 94 денара», что вообщем не мало 😄
Храм окружает некрополь, он был раскопан в 1970 -х годах. Это многочисленные гробницы эпохи нурагов (11-8 вв до н э). Представляют собой каменные колодцы в скальном подиуме, ориентированные на север-юг. Среди гробниц имеется кенотаф, в двух других были обнаружены останки тел. Один погребён в сидячем положении, рядом бронзовая статуэтка Сарда-Бабая. Эта типология погребальных колодцев чрезвычайна редка для Сардинии, например, гробницы Монте-Прама.
Что касается самого храма , то постройка времён Карфагена относится к 5 в до н э и посвящена пуническому божеству Сиду-Аддиру-Бабаю. Строительство храма условно можно разделить на 2 этапа: 5 век до н э — простой храм обнесённый стеной (теменос) с алтарём, у которого найдены следы костей. В 3 в до н э храм перестраивался , украшался скульптурой , чьи многочисленные следы найдены. Также к этому времени относятся посвятительные надписи, позволяющие сделать вывод о панкарфагенском святилище. Здесь найдены золотые украшения, амулеты египетского производства, 200 бронзовых монет из Сицилии, Карфагена, Сардинии.
Римляне после захвата острова строят на этом месте новый храм при Августе в 38 г до н э. Это был храм на высоком подиуме с четырьмя ионическими колонами на фасаде. Внутри был разделён на 3 части: пронаос, целу и адитон. Внутри целы сохранилась полихромная мозаика. В адитоне находились две ванны для ритуальных целей. В одной из ванн размещалась 3-м бронзовая скульптура-симулякр Бога Сарда-Отца, от которого археологи нашли палец. Во второй ванне ,возможно , была статуя Меликерта- Геракла , отца Сарда. Материал — местный известняк.
В 3 в храм был реконструирован римлянами, об этом имеется надпись «Каракала отреставрировал храм Бога Сарда-Бабая». Здесь найдены многочисленные вотивные дары: бронзовые статуэтки, 42 республиканские монеты ,1103 монеты императорского времени. Большинство находок хранится в археологическом музее Кальяри. Храм пришёл в упадок в 4 веке с приходом христианства.