Шедевр Рафаэля — церковь святого Элигия в Риме

Начало ее строительства приходится на 1509 год, закончена в 1575 году, уже после смерти Рафаэля, Баладассаро Перуцци и Аристотелем да Сангало. 

Заказ поступил Рафаэлю от корпорации ювелиров и серебряных дел мастеров. Цеховой принцип организации профессий определял вообще всю жизнь ремесленников вплоть до Нового времени (до объединения Италии, в 1870 году Альбертинский статут упразднил корпорации). Они рождались, учились, женились, работали и умирали внутри своей корпорации. Все было регламентировано и организовано в соответствии с уставом цеха, у которого был свой святой покровитель. Прийти в профессию с улицы было очень сложно. Работал наследственный принцип. 

Ювелиры и арджентарии в Риме отделись от кузнецов, мастеров по железу и шорников (специалиста по конной упряжи) только в 1508 году, до этого на протяжении всего Средневековья они были одной корпорацией.  Самосознание ювелиров в эпоху ренессанса резко возросло, они видели себя не столько ремесленниками сколько художниками и творцами. Папа Юлий 2 благосклонно смотрел на это  разделение, узаконив устав корпорации (42 мастера стояли у истоков) и выделив землю для новой церкви у Нобиле колледже, штаб квартиры цеха. Это небольшой двухэтажное здание рядом с церковью прекрасно сохранилось))) например, там можно увидеть Патенты, разрешение от корпорации, без которых невозможно было работать ювелиром в Риме. К цеху были, например, был приписан Бенвенуто Челлини, который работал вместе как он пишет с «…превосходнейшим Рафаэлем из Урбино» на вилле Киджи. 

То что корпорация ювелиров доверила свою церковь юному Рафаэлю говорит об их художественном чутье и растущей славе юного гения. В 1516 году началось строительство, а в 1522 году в здании без купола впервые была проведена служба. 

Святой Элигий (590-665 гг) ювелир, ответственный за монетный двор меровингских королей, епископ Нойона и королевский советник, по происхождению был франком. Он был выбран святым покровителем ювелиров как за свою честность и профессиональность, так и за основание религиозных конвентов с профессиональными мастерскими, в которых ювелиры могли обучаться новым техникам. Он обучился мастерству в Лыеможе, главном центре ювелирного искусства на юге Франции,  а затем благодаря своим многочисленным талантам стал важным лицом при королевском дворе. Часть мощей святого хранится в церкви в прекрасном барочном реликварии, также здесь хранятся фрагменты деревянного гроба Рафаэля, переданная корпорации после вскрытия  гробницы Рафаэля в Пантеоне в 1833 году.

Архитектура церкви представляет собой греческий крест вписанный в кубическое пространство. Средокрестие увенчано сферическим куполом  с фонарем-латерной. Купол опирается на полуциркульные арки и далее на мощные пилоны. Светлые стены декорированы серыми гранитными лезенами и пилястрами. Гармоничный эффект завершают потоки света, который льется из окон, фонаря и барабана купола.  Нам, православным людям, привыкшим к традиционным греческим и русским церквям с куполами, архитектура этой церкви кажется не только прекрасной, но и какой-то родной. Но для Рима, с ее традиционной базиликальной формой церквей, эта церковь представлял собой безусловно новизну и интерес. Прежде чем оставить церковь, насладитесь прекрасными фресками 16 века (Таддео Цуккари и др.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *