Мы находимся на территории Третьего района Рима (по плану Октавиана), который славился наличием храмов восточных культов посвященных богине Исиде и Серапису, Митре. Здесь также было место компактного проживания первых христиан, возможно потому что они были в основном выходцами из Востока. И действительно, недалеко находятся вилла сенатора Пудента (базилика Святой Пуденцианы), который согласно традиции приютил апостола Петра. Здесь находится диякония святого Лаврентия, где он распределял хлеб для нуждающихся и где был подвергнут мученической смерти (церковь святого Лаврентия на виа Панисперна); школа философии христианского мученика святого Иустина (на виа Урбана). Рядом грандиозная базилика Санта-Мария-Маджоре, Санта-Прасседа и Сата-Пуденциана. По-сути, это древнейшая христианская территория Рима.
Как гласит предание, в 4 веке папа Сильвестр (314-337) основывает на вилле пресвитера Эквиция титул, раннюю христианскую церковь.
В 498-514 гг папа Симмах посвящает (основывает) рядом церковь святых Сильвестра и Мартина.
В 771-7975 гг папа Адриан обновляет церковь.
В 844-847 папа Сергий 2 разрушает старую базилику и рядом начинает строить новую церковь, которую закончит папа Лев 4 (847-856).
В 13 веке пристраиваются здания монастыря, сначала византийских монахов, затем кармелитов.
В 16 веке кардинальная реконструкция церкви в барочном стиле, которая дошла о нас практически неизменной. Представляет собой трехнефную базилику, с античными мраморными колоннами из базилики папы Симмаха, в главном алтаре крипта крипта, с останками мучеников из катакомб святой Присциллы, включая реликвии семи римских пап. Сейчас реликвии находятся в мраморном кубе с порфировым диском, при входе в крипту на мраморной плите перечислены имена мучеников. От алтаря можно пройти в Титул.
В общем под Титулом понимают римский дом или виллу, используемые первыми христианами для отправления своего культа до эдикта Константина в 313 году. Как гласит предание, Эквиций был пресвитером, главой христианской общины, живший в Риме в начале 4 века, который адаптировал римскую виллу 3 века для христианского культа, а также для своего проживания. Согласно традиции, в этой вилле проживал также и Сильвестр 1, епископ римский с 314 по 335 гг, которому посвящен этот Титул.
Глава христианской общины, епископ Сильвестр, человек Константина, всегда находился в тени могущественного императора, но также сыграл свою роль в истории об обращении в христианство императора Константина, легализации культа среди религий римского политеизма и строительстве в Риме грандиозных константиновских базилик (кстати, он покровитель строителей и каменщиков). Позже в 7 веке, во время формирования легенды о даре Константина (о верховенстве церкви), личность Сильвестра обрела особое звучание и первостепенную важность в этой истории, акценты были расставлены по-другому: якобы именно Сильвестр с помощью чудесных явлений убедил Константина принять христианство и официально разрешить исповедовать культ. Да и титул папы и верховенство римского епископа над всеми другими христианскими патриархами восходят именно к этой легенде о Сильвестра и Константине. Умер 31 декабря и похоронен в катакомбах святой Присциллы. Но вернемся к Титулу.
Входим в помещение Титула со стороны новой базилики. Оригинальный вход был с улицы виа Джованни Ланцы (помещение С), далее был внутренний сад виллы, который был в 13 веке застроен помещениями монастыря. Помещение виллы разделяют мощные опоры на восемь помещений. Типичная римская кладка опус латерициум. В зале В видим фрагменты мраморной декорации, сохранившиеся от базилики 6 века, построенной папой Симмахом (498-514) и полностью разрушенной при строительстве в 9 веке сергиевской базилики: голубки, пальмы, добрый пастырь, также сохранился табернакль с декорацией Косматески.
В зале Д на потолке сохранились следы фресковой живописи в 3-м помпеянском стиле, в которой была выполнена декорация римской виллы.
В зале Е хорошо сохранились оригинальные мозаичные полы. Папа Симах превратил эту комнату в капеллу святого Сильвестра: капелла с мозаикой святого Сильвестра с Мадонной в барочном облачении 17 века по проекту Филиппа Гальярди (в оригинале с папой Симахом). Справа сохранились следы фрески с изображением Константина и Елены Равноапостольных . В углу сохранилось деревянное погребение настоятеля церкви до 1972 года кардинала Джованни Томази из Лампедузы.
В зале Н сохранились фрагменты фресок 9 века: Мадонна среди святых Аньезы, Цецилии, Агаты, Эуфимии, напротив Христос с Петром, Павлом, Процессом и Мартинианом. Здесь же фрагменты языческих античных статуй Аполлона , Виктимариуса, саркофаг со сценами охоты и античные колонны.
В зале Г видны следы в потолке звездного неба со звездами, также здесь изображения греческих святых Ирины и Агапы, культ которых был привезен византийскими монахами.
В арке между залами Н и А находится фреска с легендой о папе Сильвестре и драконе: Сильвестр связал дракона, обитавшего у источника нимфы Ютурны на Форуме, и убил чудовище на радость римлян. Другая версия гласит, что папа Сильвестр зашил рот дракону золотой ниткой, что символизировало торжество христианкой веры на язычеством.
Со стороны площади Сан Мартино ай Монти находится боковой вход в церковь, видны следы средневекового монастыря, а с боковой стороны базилики — блоки серого туфа, основания зданий времен Сервия Туллия.