Памятник представляет собой огромный алтарь, воздвигнутый по поручению римского сената в честь возвращения императора Августа из Испании и Галлии в 13 г до н э. Освящён 30 января 9 г до н э (день рождение Ливии). Освящение алтаря ознаменовало собой наступление эпохи «римского мира».
Сооружение представляет собой прямоугольную мраморную ограду 11,6×10,6 м, в центре которой на ступенчатом постаменте расположен мраморный жертвенный алтарь. В западной и восточной стенах ограды расположены два прохода шириной 3,6 м, которые обеспечивают сквозной проход мимо алтаря. Наружные и внутренние поверхности ограды, а также сам алтарь украшены барельефами.
Ключевой памятник эпохи Октавиана Августа имеет непростую историю. Изначально он был расположен в центральной части Марсового поля у входа древней виа Фламиния, на расстоянии 1472 м от Померия (римская милля), символической границе, где полководцы снимали оружие и доспехи, одевали тогу, что означало возврат к мирной, гражданской жизни.
После падения Римской империи алтарь постепенно пришел в негодность, местность часто затапливалась водами Тибра. В средневековье Марсово поле плотно застраивалось жилыми квартами, мрамор алтаря пережигали на известь. В 16 веке здесь было построено палаццо Перетти- Фиано, при этом были найдены фрагменты мраморной декорации Теллус-Сатурналии, которые стали часть коллекции Медичи и затем попали в Ватиканские муки и Лувр. В 19 веке были найдены рельефы со сценами прибытия Энея и Луперкалиями. В итоге было принято решение провести основательные раскопки, которые шли почти на протяжении 70 лет между 1882 и 1952 годами с максимальной интенсивностью в 1937-1938 гг. Практически молниеносная «сборка» и монументализация памятника в районе набережной Августа были вызваны политическими причинами — речь идет о грандиозном археологическом проекте фашистского режима, посвященного празднованию 2000-летия Октавиана Августа. Трудности были вызваны сложностями в раскопках в густонасёленной виа Лучина и окрестностях, возвращением частей памятника, многие из которых были уже давно музейными экспонатами как в Италии (Уфиццы, вилла Медичи в Риме), так и за границей (Лувр), сложностями с окончательной «сборке» частей алтаря, а также желанием разместить памятник в урбанистической зоне Рима, имеющей огромное символическое значение в контексте классической истории.
Тема мира, установленного Октавианом после окончания кровопролитного периода гражданских войн, находила отклики в истории не только Италии, но и Европы, памятник имел для современников, интеллектуалов, искусствоведов и политиков.
Раскопки проводились совместными усилиями итальянских и немецких археологов под координацией Немецкого археологического института в Риме. Собственник палаццо Фиано (слева от церкви Сан Лоренцо ин Лучина) Эдуардо Альмаджиа получил 5 000 лир компенсации от государства за проведение археологических изысканий под палаццо. Сложности были вызваны плохим состоянием дворца, фундамент которого постоянно и на протяжении длительного времени подтапливался. Алтарь фактически был расколот на многочисленные фрагменты, многие из которых были утеряны в результате строительства дворца. Плюс ко всему раскопки находились постоянно под прессингом научной общественности и средств массовой информации, которые уже признали алтарь как главный памятник недавно объединенной Италии и символ преемственности между итальянцами и римлянами, а также верховной власти Древнего Рима на миром. Алтарь как символ национальной идентичности, национальной гордости, римской идеологии и преемственности Древнего Рима и юной Италии.
В 1911 году большое количество фрагментов алтаря уже демострировались на выставках в национальном Римском музее и Виттриано по случаю Первого юбилея столицы Рима.
После окончания Первой мировой войны и закрытия Посольства Германии в палаццо Каффарелли на Капитолийском холме, раскопки алтаря проводились итальянцами самостоятельно. Воссоздание монумента проводилось не просто, так часть фрагментов была размещена в коллекции Медичи в Уфиццы. НО главный вопрос был — где разместить воссозданный алтарь? Один из интересных проектов 1919 года Карло Чеккели предполагал размещение алтаря на Капитолийском холме с фасадом на театр Марцелла, среди других мест — палаццо Венеция и Музей Рима.
Окончательное же решение вопроса было принято в 1937 году уже фашистами правительством. С 1929 года инициатива перешла к Институту Римских студий, чьим почетным президентом, кстати, был руководитель фашисткой партии Бенито Муссолини. В рамках подготовки к 2000-летию юбилея Августа в 1929 году Институт выступил с инициативой объединить два главных монумента — мавзолей Октавиана и его алтарь. Во время научного Конгресса 23-27 сентября 1938 года, посвященного Октавиану Августу, Дуче был пределен совместный проект Института, Министерства образования и Музея Империи по воссозданию Алтаря неполадку от мавзолея Августа. Решение было принято положительное и в ошеломляющие сроки (апрель 1937 — сентябрь 1938) работы были проведены: архитектор Витторио Баллио Морпурго, занимавшийся реконструкцией обширной территории вокруг мавзолея, первоначально планировал разместить алтарь перед главным входом, закрыв его стеклянным куполом на четырех гранитных пилястрах. Но неожиданно вмещался сам Муссолини, сместив алтарь ближе к Тибру между виа Рипетта и набережной Августа, где только что были в соотвествии с Генеральным планом были снесены старые средневековые постройки. Архитектор представил два проекта: один в модернистком стиле из цемента и арматуры, второй — из травертина с декорацией из порфира и бронзы. Не связанные между собой исторически и тематически два памятника, Мавзолей и алтарь, должны были стать по мнению потомков памятным местом основателя империи, территорией Августа, прославляющим через выдающиеся памятники Октавиана и связывающим его и Муссолини, который официально в 1936 году провозгласил создание фашисткой империи и объявил ее наследницей Римской. Фашисты хорошо понимали пропагандисткую роль архитектуры и ее мощное влияние на народные массы. Поэтому акцент на памятники в новом Плане перестройки Рима 1923, 1925, 1931, 1938, 1941 гг. был очень серьезный. Они как маяки определяли главные семантические места города, Рима Муссолини. И одним из таких мест, наряду с театром Марцелла, Капитолием, Пантеоном, должна была стать площадь Августа.
Инаугурация памятника состоялась 23 сентября 1938 года по случаю дня рождения Октавиана. Но интерес к памятнику был такой грандиозный, что еще до официального открытия его посетили король Витторио Эммануэле, принцесса Пьемонта Мария, а 3 мая 1938 года во время официального визита в Рим -Адольф Гитлер. Вождь долго в одиночестве обозревал алтарь в Национальном музее Рима, где памятник проходил окончательную реставрацию.
Несколько недель понадобилось для инсталляции памятника на месте и установке стеклянного павильона. И вот, при огромном стечении общественности (более 300 иностранных специалистов по античности приехали на мероприятие) алтарь был торжественно открыт Муссолини. Главную роль в освещении в прессе играл Институт Римских студий (благодаря чему сохранились многие архивные документы), мероприятие освещалось в прямом радиоэфире.
Кстати, выбранный модернисткий проект Морпурго был раскритикован за недостаточную торжественность, отсутствие римского стиля и монументальности: фашистская архитектура неравнодушна была к колоннам в стиле Пантеона и колоннаде Сан Пьетро, мрамору и травертину. К тому же, спешка привела к дефектам: осенью после дождей стали просачиваться грунтовые воды, сыпаться штукатурка. Вообщем, павильон Морпурго был признан комиссией временной конструкцией и продолжись дискуссии о судьбе монумента, в которые вмешалась история: фашистский режим пал, закончилась Вторая мировая война. Дискуссии приобрели иной характер — теперь алтарь выступал как символ фашизма и в рамках борьбы с его наследием предлагалось демонтировать монумент и поместить в музей. Наконец после многочисленных предложений и оценок в 1950 году было принято решение оставить алтарь на своем месте у мавзолея Августа.
В 1997 году по причине плохого состояния павильона было принято решение полностью заменить здание и провести реконструкцию памятника. Проект был доверен американскому архитектору Ричарду Майеру, в 2006 году новое здание было введено в эксплуатацию: легкое белоснежное с огромными окнами в конструктивистом стиле, оно также было неоднозначно встречено общественностью. Но постепенно новый музей занял свое место в сердцах местных жителей и туристов.