Справа от церкви Санта Мария ин Космедин висит неприметная мраморная табличка с номером, позвонив по которому и забронировав посещение, можно посетить один из восьми римских митреумов (остальные указаны на карте).
Этот был открыт в 1931 году при строительстве зданий сценографий и костюмов Римского театра оперы и Римских музеев (Музей Римской империи и Музей Рима, открытые с помпой Бенито Муссолини в 1929 году просуществовали до конца Второй мировой войны и были перенесены в район Эур, но недобрые фашистские символы по-прежнему сохранены на фасаде). А до этого с 18 века здесь располагалось здание макаронной фабрики семьи Пантанелла)))
При закладке фундамента здания были найдены руины общественного здания 2-3 века, фасад которого был выходил на улицу Via ad duodecim Portas, примыкавшую к священной территории Великого алтаря Геркулеса. Основанный по преданиям самим Геркулесом или греческим героем Эвандером в 12 в до н э, мощные блоки этого алтаря отлично сохранились в крипте церкви Санта Мария ин Космедин. Рядом же сохранился в прекрасном состоянии храм Геркулеса Масличного или Победителя — мраморный толос с ионическими колоннами.
В этих руинах археологи идентифицировали митреум — культовое сооружение, место встреч последователей Митры, практически подземная пещера, где выделяются отдельные помещения, центральным из которых является зала для банкетов, по бокам которой расположены скамьи для инициируемых в культ в соответствии с их степенью посвящения. В центре располагается ниша, в которой была статуя Митры. Под центральной нишей находится слив в Клоаку Массима, необходимый для смывания жертвенной крови.
Слева в нише находится прекрасный рельеф с тавроктонией, изображающей священное заклание быка богом Митрой. Имеется надпись: «Солнцу Непобедимому Митре Тиберий Клавдий Гермес по обету сделал это изображение божества».
Этот центральный ритуал символизировал жизнь и обновление мира. Митра представлен юношей, облачённым в римскую тунику, длинные штаны и фригийский колпак. Преклонив колена перед лежащем, умерщвляемым им быком, левой ногой он опирается на его спину. При этом Митра левой рукой прижимает голову животного книзу, а правой убивает его ударом кинжала в спину. Кроме самого Митры и быка на сценах тавроктонии можно увидеть и другие образы и фигуры. Это ворон, скорпион, змея, собака, иногда также лев и чаша-кратер. Собака и змея пьют кровь из раны умирающего быка, скорпион жалит его в мошонку. Из раны льётся кровь и иногда сыпется зерно. Кроме животных, изображаются две фигуры с факелами, Кавт и Кавтопат. Первый несёт факел поднятым кверху, другой — опущенным книзу. Оба одеты так же, как и Митра. Есть версия, что они представляют собой ипостаси самого Митры. Слева в углу изображение Солнца Непобедимого, справа — изображение Луны. Все это дает основание некоторым специалистам интерпретировать тауроктонию в астрономическом ключе.
Культ бога Митры, солнечного божества ирано-вавилонского происхождения, относится к 1300 до н э, в Рим культ пришел вместе с завоеванием эллинистического мира. Есть версия, что киликийские пираты в 70 г до н э принесли культ из Греции в Помпеи, откуда он разнесся по всему полуострову и получил широкое распространение особенно в 3-4 веках. Особенную популярность имел среди армейских кругов, митруемы найдены на местах дислокации римских гарнизонов в Мезии, Дакии, Панонии, Германии и Британии. В Риме по некоторым оценкам было 800 митреумов.
Мало что известно о культе митраизма, поскольку он носил мистериальный характер, то есть письменные источники отсутствуют и реконструкция проводилась по скульптурам, рельефам и фрескам, найденным в многочисленных митреумах. Последователи проходили семь ступеней инициации, последние из которых был Патер, представлявший самого Митру. Ритуалы малоизвестны, в основном по критическим описаниям христианских авторов, отсюда обвинения в человеческих жертвоприношениях. так или иначе, митраизм и раннее христианство многое сближало, поэтому в 4 веке после эдикта Феодосия Великого в жесткой конкурентной борьбе митраизм уступил христианству и был запрещен. Но памятники его по-прежнему рассказывают нам о солнечном боге Митре и его последователях.