Замок Святого Ангела (мавзолей императора Адриана)

Одна из визитных карточек Рима – замок Святого Ангела, уникальное сооружение с 2000-летней историей, с высоты которого открываются потрясающие виды на Рим и Ватикан. 

Оригинальное ядро здания представляет собой цилиндрический мавзолей императора Публия Элия Адриана, построенный в 139 году для захоронения праха членов династии Антонинов.

Мавзолей был построен в пригороде тогдашнего Рима на правой стороне Тибра и соединялся с городом мостом Элия, сейчас это мост Святого Ангела. 

При императоре Аврелиане в 3 веке мавзолей был включен в городскую черту и встроен в стену Аврелиана. 

Во время византийско-готских войн в 6 веке король острогов Тотила впервые использовал мавзолей как укрепленный бастион. 

В 7 веке папа Бонифаций IV посвящает погребальную камеру Адриана культу Михаила Архангела. Спустя столетие распространится городская легенда, что уже до него папе Григорию Великому было ведение архангела Михаила на вершине мавзолея, который вложил свой меч в ножны, положив тем самым конец эпидемии чумы в Риме. 

Стратегическое положение мавзолея привело к тому, что между 10 и 14 вв могущественные бароны Рима вели постоянную борьбу за обладание зданием, среди которых род Крешенцы особенно запомнился. В эту эпоху мавзолей все больше превращается в настоящий укрепленный замок.  

В 1277-1280 гг папа Николай III из рода Орсини переносит свое папскую резиденцию из Латерана в Ватикан, он же строит Пассетто – проход, соединивший Ватиканский дворец с замком Святого Ангела. 

С 1377 году замок окончательно переходит под власть римских пап. Николо Ламберт, выдающийся папский архитектор, в 1400-1404 гг проводит капитальную перестройку замка, дополнив здание новейшими инженерными решениями на случай военных действий. Замок превращается в неприступную цитадель. 

В середине 15 в при папе Николае V строятся боковые донжоны. И наконец при папе Александре Борджиа архитектор Антонио да Сангалло Старший воздвигает четыре боковых бастиона названных в честь евангелистов, обносит специальным рвом замок и строит перед мостом сторожевую башню. Папа делает замок своей официальной резиденцией, здесь впервые появляются личные апартаменты, которые начинают украшаться росписями. В частности, здесь работал Пинтуриккьо, к сожалению, фреки его не сохранились. 

Зато от ренессансного папы Юлия II (1503-1513) делла Ровере и его роскошной резиденции здесь сохранились Лоджия с панорамным видом на мост и Стуфетта, ванная комната, украшенная фресками ученика Рафаэля Джованни да Удине. 

В 1527 году здесь нашел убежище в течение 6 месяцев папа Клемент VII, во время Разграбления Рима ландскнехтами императора Карла V. 

В 16 веке здесь дважды сидел в тюрьме и совершил побег (уникальный случай) скульптор, ювелир и инженер Бенвенуто Челлини. Тогда же Перин дель Вага создает для папы Павла III Фарнезе роскошную скульптурно -фресковую декорацию. 

С 1561 года начинается создание пентагональной стены вокруг замка. Позже при папе Урбане  VIII форма будет изменена на звезду. 

В 1599 году на площади перед мостом Ангела на противоположной стороне Тибра, где приводились в исполнение смертные приговоры,  была обезглавлена Беатриче Ченчи, обвиненная в убийстве собственного отца. 

При папе Клементе IX  в 1667-1669 гг знаменитый архитектор Бернини украсит мост балюстрадой с 10 ангелами и мост Святого ангела приобретет свой теперешний вид. 

 В 1752 году шпиль замка будет украшен бронзовой скульптурой Михаила Архангела. 

В 1789 году здесь будет заключен под стражу знаменитый граф Калиостро, алхимик и авантюрист, обвиненный в колдовстве. 

В 1798 году замок будет оккупирован французскими войсками, папу Пия VI, возьмут в плен, умрет он во Франции. Папские гербы будут сбиты со стен замка, над ангелом развеется французский революционный триколор.

В 1870 году после объединения Италии и реквизиции непрофильной собственности у церкви замок стал собственностью итальянского государства и использовался как военная казарма и тюрьма. 

И  только с 1901 года замок становится воинским музеем, памятником открытым для публики (с 1925 присвоен статус Национального музея). Во время Второй мировой войны здесь хранились военные трофеи. 

Маршрут:

Сразу от билетных касс начинается амбулаторий, проход вдоль диаметра периметровой стены замка, который позволяет оценить мощный цилиндр древнего мавзолея императора Адриана. Через узкий коридор – дромос- проходим в главное помещение – атриум, из которого в римскую эпоху погребальная процессия по рампе- пологой лестнице- поднималась вплоть до Залы урн, где хранились останки всех представителей династии Антонинов вплоть до Каракалы, за исключением Траяна. 

Основание мавзолея Адриана
Рампа к погребальной камере

Далее путь следует во Дворик Ангела, название которого происходит от бронзовой скульптуры Архангела Михаилы, созданной в 1544 году Раффаэло Монтелупо. Из Двора, с одной стороны,  можно подняться до Нижней Оружейной, с другой стороны, в центральную часть замка, представляющую папские апартаменты, построенные в различные эпохи: Зала Правосудия, Зала Аполлона, Зала Клемента VII, Капелла льва Х. 

Также из Дворика Ангела можно подняться до Верхней Оружейной по круговому обходу, который проходит по периметру здания и откуда открываются прекрасные панорамные виды, в том числе, на базилику Святого Петра. 

Пройдя через элегантную лоджию Юлия II, вы попадаете в Библиотеку (Зала Павла III), просторное и торжественное помещение богато декорированное фресками. Оно связанно с Залой сокровища, с 15 века это помещение было предназначено для хранения секретного архива и финансов пап. 

Из Библиотеки по небольшой лестнице можно было подняться в так называемую Калиостро, изначально открытую лоджию, затем переделанную в тюремное помещение для важных пленников. Рядом находятся две роскошные залы – Адриана и Фестонов. 

На уровне Библиотеки через древнюю лестницу можно подняться до Залы Ротонды, круглое помещение традиционно связывается со средневековой капеллой, посвященной Михаилу Архангелу. 

За Ротондой находится Зала Колонн, построенная в 18 веке, к ней примыкают два помещения, декорация которых выполнена оним из главных представителей стиля либерти в Италии Дуллио Камбеллотти.

Поднявшись на самый верх, выйдите на террасу Ангела, откуда открывается сногсшибательный вид на Рим. С 15 века терраса использовалась как пусковая площадка для запуска салютов и фейерверков, в том числе, знаменитых жирандолей. Террасу венчает бронзовая скульптура Михаила Архангела, произведение немецкого  скульптора Питера Антона Вершафельта, установленное в 1752 году. 

Спустившись по винтовой лестнице, вы попадете в Залу Павла III, торжественный салон для официальных мероприятий с фресками, прославляющими папу из рода Фарнезе. Салон соседствует с двумя другими роскошными комнатами – Залой Персия и Залой Амура и Психеи, а также Помпейским коридором, узким проходом к Библиотеке, покрытым фресками в древнеримском стиле. 

Из Залы Павла выходим на лоджию Юлия II с великолепным видом на мост Святого Ангела, оттуда начинается круговой обход Пия IV, по периметру которого располагается многочисленные комнаты, так называемые Салетте. Путь проследует во Дворик папы Александра VI Борджиа, расположенный диаметрально с противоположной стороны с Двориком Ангела. Папа был любителем спектаклей,  здесь давали театральные постановки, сохранился колодец с гербом папы – бык, Борджиа с испанского переводится именно так. 

Отсюда можно проследовать в Тюрьму или Олеарии (хранилище масла и зерна) или Стуфетту (личная ванная комната) папы Клемента VII. 

Посещение замка завершается по Ронде, круговой обход по крепостной стене, окружающей строение. По углам располагаются четыре Бастиона-Донжона названных по именам четырех Евангелистов и Сторожевые башни с помещениями для гвардии. Через бастион Сан-Марко выходит Пассетто  ди Борго, знаменитый длинный проход по стене, соединяющий замок и Ватиканский дворец, позволявший папам в случае опасности укрываться в неприступном замке.

Записываемся на экскурсию Замок Святого Ангела-Собор Святого Петра)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *