так называется новая выставка в Музее Рима, посвященная 1000-летнему периоду в истории города между падением Западной Римской Империи и переносом папского престола в Авиньон в 1309 году. Особенно приятно отметить, что выставка подготовлена специалистами кафедры Истории средневекового искусства университета Сапиенца, моей альма-матер)))
На выставке показаны малоизвестные памятники этого периода, благодаря которым можно представить себе былой блеск и величие Средневекового Рима, который вместе с Иерусалимом и Сантьяго-де-Компостела был центром притяжения для всего христианского мира.
Именно с пилигримов начинается выставка: сюда стекались верующие, чтобы припасть к гробницам апостолов Петра и Павла, бесчисленным мощам первых христианских мучеников, увидеть иерусалимские святыни, привезенные в Рима матерью императора Константина святой Еленой (Крест распятия, гвозди и святую лестницу), колонну бичевания, плат святой Вероники и другие реликвии христианского мира, а также и знаменитые памятники античного Рима, которые также поражали путешественников.
Эти средневековые «туристы» имели свои маршруты и путеводители, всю необходимую инфраструктуру (гостиницы, харчевни, госпитали), и даже специальную одежду с опознавательными знаками.
Особую роль в продвижении этого «религиозного туризма» сыграл папа Бонифаций VIII, который в 1300 году провел первый Юбилей, гарантировавший полное отпущение грехов при посещении главных базилик Рима — Сан-Пьетро и Сан-Паоло, позже к ним добавились Санта-Мария-Маджоре и Сан-Джовани-ин-Латерано.
Основанные еще Константином Великим эти грандиозные базилики играли особую роль в религиозной жизни Рима: в Латеранской базилике проходила главная пасхальная служба, в Эсквилинской праздновали Рождество, Ватиканская базилика — центр паломников и место коронации Карла Великого. То как мы видим эти церкви сейчас, есть результат постоянных перестроек, реставраций и украшений, которые полностью изменили облик первоначальных построек. И задачей кураторов выставки было показать те немногие фрагменты фресок, мозаик, мраморной декорации, которые дошли до наших дней, посредством реконструкции через письменные источники и архитектурные планы попытаться восстановить средневековый вид базилик.
В зале, посвященной Ватиканской базилике, основанной Константином (306-337 гг) на месте мученичества апостола Петра в 64 г, представлены фрески и мозаики времен Иннокентия III (1198-1216) и Григория IX (1227-1241). От средневековой базилики, полностью перестроенной папой Юлием II начиная с 1506 года, сохранился практически только план 16 века Тиберия Альфарано (пятинефная базилика с апсидой, трансептом и квадрипортиком) и описания в Либер Понтификалис и других источниках мозаичной апсиды, декорации фасада с фреской Джотто.
В зале Латеранской базилике, «матери всех церквей» и кафедральном соборе Рима, основанной Константином в 312 году, представлены мозаики 8 века. Базилика перестраивалась неоднократно: в 13 веке апсида и трансепт были изменены и заново покрыты мозаикой Якопо Торрити (сейчас мы видим копию 19 века), пристроен киостр Пьетро Ваззаллетто. То как мы видим церковь сейчас это уже перестройка Франческо Борромини, который все-таки стремился сохранить древнюю конструкцию храма.
Санта-Мария-Маджоре, основанная Сикстом III (432-440 гг) сразу после Эфесского собора, посвященного догме Непорочного зачатия, несмотря на многочисленные вмешательства в значительной степени сохраняет свое древнее здание: вытянутая базилика с тремя нефами. Трансепт был добавлен в 13 веке при Николае III (1288-1292) гг. На выставке представлены скульптуры из рождественского вертепа, выполненные Арнольфо ди Камбио в 1291 году.
Отдельный зал посвящен выдающимся папам этого времени: Григорию Великому, при котором роль римского епископа изменилась кардинально, создателю Папского государства Иннокентию III, печально известному «пощечиной в Ананьи» Бонифацию VIII.
Особенно понравилось музыкальное сопровождение выставки — григорианские хоралы необыкновенно хорошо помогают настроиться на восприятие этой такой хрупкой и ускользающей красоты средневекового Рима.