Примерно в 30 км от центра современного Рима находился город Вейи. В цивилизации этрусков это был самый крупный по протяженности на юге Италии город (190 га) и самый населенный (численность населения его достигала до 32 тыс человек). Но в 396 году до н э после 10-летней осады город был практически полностью разрушен римлянами, а его жители были либо убиты, либо стали рабами.
Вейи расположены на естественном возвышении в окружении многочисленных притоков Тибра, создающих причудливые овраги и многочисленные водопады. Акрополь был окружен мощной стеной, следы которой археологи датируют 5 в до н э, временем начала смертоносной схватки с Римом, которая закончилась полным разрушением города.
Святилище Аполлона, так оно названо по главному храму, находится снаружи сразу за городской стеной у довольно крутого оврага. Одно из самых известных святилищ на Апеннинах в архаическую эпоху, которое посещали также и иностранцы: первые упоминания относятся к 7 в до н э. Считается, что в это время культом управлял местный род, чьи представители проживали прямо на территории храмового комплекса в так называемом casa dei sacerdoti (дом священников), одна из самых древних раскопанных здесь построек. Она расположена слева от прекрасно сохранившейся базальтовой дороги.
Примерно к этому времени относится и храм Менервы, одного из главных божеств этрусского пантеона. Ее этрусское имя Pfiffig (типа Фифи) и примерно она соответствует ипостаси богини Афины, покровительницы воспроизводства, родов и детства, особенно мужского потомства царского происхождения (вспоминаем миф о Геракле). Часто она изображается крылатой и в доспехах (эгиде).
На месте архаичного алтаря Менервы возведен небольшой храм, от которого сохранились руины и глубокий колодец для жертвоприношений в восточной части террасы. Там найдены многочисленные вотивные подношения с надписями в виде этрусской керамики букеро и терракотовых скульптурок Менервы, а также еще трех женских божеств: Turan (соответствует Афродите, вотивные подношения в виде юных девушек с голубкой, цветком лотоса или гранатом), Aritimi (Артемида) и Venai (скорее всего, божество местной нимфы). Но количество вотивные даров Менерве (богиня на троне с младенцем у груди, пары супругов, репродуктивные органы) превышает многократно подношения другим богиням, поэтому ее роль была здесь основной.
В центре святилища в 510 г до н э был построен грандиозный храм, который атрибутируется Apulu/Aplu, божеству греческого происхождения Аполлону, чье святилище на острове Дельфы имело огромное значение для всего Средиземноморья. С архаических времен в этрусском искусстве представлен миф о бегстве Лето/Латоны с юными Аполлоном и Артемидой, змее Пифоне, битве Аполлона с Гераклом за золоторогую лань. И именно благодаря храму Аполлона в Портоначчио мы имеем исключительные по качеству образцы этрусской пластики, которые датируются 500 г до н э.
От храма сохранилось квадратное основание из блоков красного туфа примерно 18 м длинной. Современная реконструкция археологов в металле дает нам представление о храме с тремя целлами (глубина 9 м) на невысоком подиуме с мощной центральной лестницей, с очень глубоким (7,30 м) входным портиком с четырьмя колоннами тосканского ордера и двускатной деревянной крышей, украшенной терракотовой декорацией. Этот образцовый храм этрусского типа примерно одного времени с храмом Юпитера Капитолийского в Риме (509 г до н э), что дало предположить, что создателем обеих построек был мастер Вулка из Вейи.
Всего предполагают было 18 скульптур, в настоящее время идентифицированы статуи Гермеса, Аполлона, Геракла с ланью, возможно, Латоны с маленьким Аполлоном в руках, а также антефиксы в виде горгон, менад и силенов. Особенно выделяются фигуры Аполлона и Геракла в битве за Керинейскую лань: динамичные позы и архаические улыбки создают странный противоречивый эффект. Все они выставлены в Национальном этрусском музее вилла Джулия.
Многие скульптуры были найдены на дне квадратного бассейна, примыкавшего вплотную к храму. Этот бассейн выполнял несколько функций: как место оракула Аполлона и об этом нам говорят многочисленные вотивные скульптуры божества в виде Кифареда (с лирой в руках). Юный Аполлон убивающий змея Пифона связан также с мифом о борьбе Аполлона за обладание Дельфийским оракулом. Вторая функция бассейна — очистительная для подготовки к ритуалам, либо как исцеляющий источник воды (функция Аполлона как тауматурга).
Бассейн внушительных размеров питался водой из системы подземных колодцев, соединявших также колодец в храме Менервы и круглую архаическую цистерну в центре святилища перед храмом Аполлона. Там также были найдены многочисленные вотивные подношения.
Раскопки археологов начались в 1914 году, в 1916 году была обнаружена знаменитая статуя «шагающего» Аполлона. Статуя была аккуратно похоронена в одной из цистерн. Это открытие всколыхнуто огромный интерес к этрусскому искусству. В 1939 году святилище начинает раскапывать отец этрусскологии Массимо Паллотинно. Он находит другие многочисленные скульптуры, а также фрагмент посвящения этрусского кондотьера Авла Вибенны 6 в до н э. Раскопки были продолжены археологами университета Сапиенца.