Базилика Сан-Стефано-Ротонда

В двух шагах от Колизея и толпы туристов, на вершине Целия, одного из семи холмов Рима, находится замечательная базилика Сан-Стефано-Ротонда. Надо пройти 100 м по улице императора Клавдия до акведука Нерона, который пересекается здесь с аркой Долабеллы. Арка одновременно является воротами в Сервиевой стене, а ворота соответственно называются Дубовыми. Сохранились и сами ворота, и акведук, и стена. Сейчас здесь идет строительство линии С римского метро, поэтому древние сооружения укреплены поддерживающими конструкциями. У церкви Санта-Мария-ин-Домника надо  повернуть вдоль стены налево — и через 10 м  — вы войдете в маленький монастырский дворик с садиком и храмом)))

Древняя римская церковь относится к 5 в, но в средневековом путеводителе «Чудеса Рима» указано, что церковь построена на руинах храма Фавна в дохристианскую эпоху. Это интересно, но маловероятно))) Но судя по тому, что она была включена в путеводитель, церковь несомненно привлекала христианских паломников и неравнодушных к искусству путешественников. 

Действительно, раскопки в 1973-1975 гг показали, что церковь была основана на субструкциях здания римского времени, относящегося к постройкам военного лагеря Кастра Перегрина. В частности был открыт Митреум (культ Митры был особенно популярен у военного сословия Древнего Рима), датирующийся 180 г до н э (замечательные мраморные плиты с Митрой и предметы его культа находятся в археологическом музее «Термы Диоклетиана»). 

Но субструкции самого круглого храма оказались еще древнее и относятся к архаической эпохе, скорее всего храм был посвящен культу Великой Матери или Богине Исиде. Найденная здесь  мраморная голова (22 см) от статуи богини Исиды, может указывать на синтез культа двух богинь, как известно, в это время синкретизм в религиозной жизни римлян стал обычным явлением. Кроме того, культ Митры часто соседствовал с культом Исиды, поскольку оба они относились к мистериальным религиям. 

Другая версия реконструкции предполагает, что круглый план церкви может быть связан с Главным мясным рынком Рима  времен Нерона — Мачеллум Магнум, который имел центрическую  форму,  был окружен крытым портиком из колонн, с куполом сверху. (Вполне возможно, если учитывать, что в архаичные времена Целий (Квертуланум) был связан с почитанием культа богини Карны (или Карды), связанной с плотью, в том числе, человеческой в плане защиты здоровья, хранительницей дома и всяческих запасов, богиней, способной закрывать и открывать  вещи и явления (праздник 1 июня).  

Третья версия происхождения круглого храма связана с  5 веком — возрождением классической линии в раннехристианской архитектуре, которая достигла своего максимального выражения в период 430-460 гг в таких грандиозных постройках как Санта-Мария-Маджоре, Санта-Сабина, Латеранский баптестерий и мавзолей Санта-Констанца. В  действительности это маловероятно, поскольку в это время все более утверждается базиликальный тип храма для вмещения как можно большего количества верующих. 

Поэтому мне кажется более вероятной версия древнего архаического храма Великой Богини, тем более что все существующие круглые античные  храмы посвящены женским божествам как Матерь Всех Богов, Веста, Церера, Кибела, Исида.

Описание храма:

вход предваряет 5-арочный портик с простыми тосканкими колоннами.  Круглое в плане сооружение в оригинале состояло из трех концентрических окружностей, разделенных колоннадами (ранее открытыми  портиками). Сейчас круглая структура храма особенно очевидна снаружи с внутреннего дворика госпиталя (надо выйти из храма и обойти его слева). 

Вписанный план греческий крест в своих рукавах имеет боковые входы. В центре размещается главный алтарь. Ротонда сейчас перекрыта плоским перекрытием. В древности, по всей видимости, куполом была закрыта только центральная часть. 

Открывающееся внутренние пространство наполнено светом и объемом. Диаметр центрального пространства — 42 м, диаметр амбулатория — 66 м. Они разделены аркадами из 22 колонн, все они ионического типа, но с разными капителями, датируются 5 в. 

 На колоннаду внутреннего объема опирается тамбур купола (высота 22 м). В тамбуре 28 окон, часть из них замурована, через оставшиеся льется чудесный дневной свет.

 Внешний периметр образует сплошная аркада по типу серлиана — простая цилиндрическая арка, опирающаяся на две колонки обеспечивает одновременно легкость и монументальность. Кроме того, имеющиеся в арках круглые окна обеспечивают дополнительное освещение.   

От третьего внешнего кольца сохранились  лишь остатки  — они присутствуют во входном коридоре и двух капеллах. 

Христианская базилика:

заказчиком храмам выступил, вероятно, папа Лев Великий (440-461), но согласно главному источнику по средневеков истории Рима «Либер Понтификалис» строительство и освещение базилики приписывается папе Симплицию (468-483). В тоже время не отвергается гипотеза о том, что церковь могла быть основана самим Константином (306-337) в период его пребывания в Риме. 

В период 523-529 гг церковь получила мозаичную и мраморную декорацию. В церкви сохранилась мраморная кафедра, у которой молился папа Григорий Великий (в действительности античное римское курульное кресло). 

В 7 в папа Теодор 1 (642-649) перенес в церковь реликвии святых-мучеников 3 века Прима и Фелициана (день памяти 9 июня). Впоследствии мощи были украдены и сейчас хранятся где-то в Австрии. Святым посвящена чудесная боковая капелла в мозаикой в апсиде. 

В 12 в при папе Иннокентии 2 базилика была перестроена: был добавлен входной портик, внешняя колоннада была замурована кирпичной кладкой, для уменьшения нагрузки от перекрытия над тамбуром (купол?) по диагонали была сооружена колоннада, которая опирается на две большие гранитные колонны и боковые квадратные опоры. Половина окон (14 шт) была замурована. 

Между 12-15 вв базилика часто упоминается как заброшенная, храм Фавна или Вакха. 

При папе Николае  5 (1447-1455) полную реконструкцию базилики проводит знаменитый флорентийский архитектор Бернардо Росселлино. Он проводит замену напольного покрытия (в настоящее время в базилике можно увидеть и кусок пола римского времени), перекрытия крыши, возводит в центре новый мраморный  алтарь (к сожалению, современный алтарь  — работа скульптора 18 века Филиппо Баригони). Он замуровывает второе кольцо базилики, которое сейчас и представляет собой внешний периметр. В рукавах греческого креста остаются только проходы, которые используются как вестибулы. 

С этого же времени базилика находится в ведении католического монашеского ордена Святого Павла  (паулины), основанного в 13 веке в Венгрии. Она становится младшей базиликой и национальной церковью Венгрии. Тогда же было переосвящена в честь христианского Первомученика Стефана. Как известно, первый христианский король Венгрии, крестивший страну в 11 веке, был легендарный Вайк из Арпадов, при крещении получивший имя Иштван или Стефан. За  крещение Венгрии (как наш Владимир Красное Солнышко) был причислен к лику святых и почитает как католиками, так православными. Поэтому культы Первомученика Стефана и Святого Стефана Венгерского здесь объединены. 

В 1585 г  в рамках реформы религиозной живописи после Тридентского собора по периметру базилики группа художников (Помаранчио, Темпеста и Бриль) создают грандиозный цикл из 34 фресок, посвященный христианским мученикам. И сейчас эти фрески не оставляют равнодушными: жестокие подробности истязания святых должны были вызывать совершенно конкретные чувства у верующих (в соотвествии с «Духовными упражнениями» Игнатия Лойолы, генерала и основателя Иезуитского ордена, подобные зрительные медитации наилучшим образом способны вызывать религиозные чувства). Описывать фрески я не буду, скажу просто — ЭТО НАДО ВИДЕТЬ. 

Кстати, Помаранчио выполнил также алтарную ограду, украсив ее скульптурами — папскими гербами и 24 рельефами  — на желтом фоне представлена история Святого Стефана и его культа. 

Вообщем, как вы уже поняли, этот удивительный памятник и действующий храм несомненно стоит посещения и внимательного изучения. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *